Немного истории банного дела.

Автор: Редактор.

Первые бани появились еще в палеолите и представляли собой шалаш с грудой горячих, образующих пар камней в центре. Есть несколько версий того, зародилась идея бани. Может быть, этому способствовало нечаянное попадание воды на камни домашнего очага, или уставший охотник искупался в горячем источнике, и это восстановило его силы.

Все древние мировые цивилизации неизбежно обзаводились тем или иным видом бань.

Так, в Древнем Египте история бани началась еще 5 тысяч лет назад. Особенно популярны были водные процедуры у египетских жрецов – они в течение суток мылись аж четыре раза: два ночью и два днем. Простой люд тоже не отставал – повсюду были прекрасно оборудованные сооружения, которые были доступны каждому. У древних греков бани также заняли особое место в культуре, и такое отношение к ним переняли их преемники- римляне. У них бани-термы приобрели статус культовых мест. Сердцем римских терм были кальдарии – жарко натопленные комнаты. Самой роскошной и большой из римских терм, была найденная при раскопках в городе Каракаллы. Они раскинулась на площади в 11-ти гектаров и могли вместить в себя около 1600 посетителей. Баня для римлян была культурным центром города – там:

v Общались и рисовали

v Пели и читали стихи

v Устраивали празднества

При термах имелись помещения для массажа, библиотеки, комнаты для физических упражнений и площадки для спортивных ристалищ. Римские патриции купались два раза на дню. Именно на территории Пиренейского полуострова начинается история бани, как объекта искусства. Латинские термы часто украшали мрамором, статуями, лепниной и позолотой.

Достоверно известно, что свои банные традиции имелись в Вавилоне, Сирии, Древней Индии. На территории Америки парные также были широко распространены. Банями-темаскаль пользовались такие народы, как миштеки, сапотеки, майя, ацтеки. Они играли важнейшую роль в их общественной и культурной жизни, и были центром племенных ритуалов. В них совершали обряды погребения, принимали роды и проводили испытания на зрелость. Темаскаль переводится с языка науатль как “дом горячих камней”. Это были очень неординарные постройки – кирпичное сооружение прямоугольной или круглой формы со сводчатой кровлей, которое имело на стенах снаружи сакральные изображения. Для жара брались вулканические камни, которые поливались особыми отварами из целебных трав. Во время процесса парящегося, для пущего лечебного эффекта, стегали пучками, состоящими из ритуальных или целебных растений. А потом, чтобы закалить - обливали холодной водой.

Сауна, несомненно, самая популярная из сухих бань. Она же и одна из самых древних – история бани финнов началась более 2000 лет. Поначалу это было всего-навсего вырытое углубление в земле с очагом по центру. И лишь в 12 веке викинги заменили землянки наземными сооружениями. Современные сауны – это капитальные строения, которые есть почти у каждой семьи потомков суровых викингов.

Банные процедуры очень ценились не только в прошлом. До наших дней дошли такие современные типы бань, как: турецкий хамам, инипи индейцев Северной Америки и темаскаль Южной Америки, японские бани иши–буро и офуро, та же сауна финнов и, конечно же – русская баня.

История бани восточных славян начинается со времен глубокой древности, тогда, когда наши предки еще были язычниками. Они считали ее священным местом. Ведь парная объединяла природные стихии, которым поклонялись наши пращуры: воду, огонь, землю и воздух. Потому человек, посетивший баню, как бы впитывал в себя дух этих стихий и становился от этого сильнее, крепче и здоровее. С ней у славян были связаны важнейшие события жизни: рождения, свадьбы, выздоровления после тяжёлых болезней. Существовала традиция: обязательно надо было сходить в баню перед свадьбой, а также на следующий день после нее. Наши пращуры считали, что назначение банных процедур не только в очищении тела, но и в очищении духовном. Бытовало стойкое мнение, что если больного не вылечили они, то ему не поможет уже ничего.

Парную на Руси называли «истопкой», «мыльней» или «мовней», а также «влазней». По данным археологов, история русской бани насчитывает 1500 лет. Уже в 5 веке восточные славяне, как богатые и знатные, так и простолюдины, пользовались парными. Баня прочно вошла в устное народное творчество уже тогда, когда даже еще не было славянской письменности.

Наши далекие предки твердо верили в очистительную и целебную силу бани и правильно связывали здоровье с телесной чистотой. Мыльня исстари считалась лучшим методом преодоления хвори и сглаза. Со временем, обязательной частью традиции русского гостеприимства стало предложение попариться в бане. Гостя поначалу отводили в мыльню, и лишь потом кормили и клали спать.

Но, неверно было бы связывать баню только с восточными славянами. Данные историков говорят, что ее прообраз был в ходу у многих этносов Урала, Поволжья и Сибири. Не только у славян, но и у финских народов, угорских и других. В ходе Великого Переселения Народов некоторые финские племена познакомили с баней по-чёрному Европу.

О степени важности парной для наших предков говорит примечательный факт. В договоре Киевской Руси с Византией в 907 году было особо прописано условие, что послы русичей в Константинополе имеют право посещать столичные бани в любое время.

Русские бани очень удивляли большинство иноземцев. В особенности их поражало до крайности то, как русские парились, обливаясь при этом ледяной водой или квасом, и стегали веником друг друга. Иноземные путешественники часто считали парные процедуры чем-то вроде добровольного мучения, а поведение русских – загадочным и варварским. Они до жути боялись париться, но впервые пройдя эту «страшную» процедуру, чужеземцы начинали чувствовать себя замечательно. Постепенно положительные впечатления от русской бани и ее несомненный оздоровительный эффект принесли ей известность по всему миру.

А, меж тем, лечебный эффект парной был знаком ещё древним грекам. Православные монахи, прочтя немало их трудов, решили удостовериться, так ли это на самом деле. Наблюдения полностью подтвердили, что банные процедуры – прекрасное средство от множества болезней. Вслед за этим при многих общественных банях стали открываться лекарни – прообразы больниц.

О русской парной на протяжении многих веков писало большое количество как азиатских, так и европейских путешественников. Иноземцы, привыкшие обмываться в своих купальнях тёплой водой, увидев, как распаренные русские после бани бросались в ледяную прорубь или ныряли в снег, приходили в настоящий ужас. После столь сильного зрелища к ним приходило неподдельное уважение к такому «железному» народу.

В глубокой древности наши бани являли собой маленький срубовой домик с единственным небольшим окошком, которое находилось под самым потолком. Межвенечные стыки конопатились мхом или древесной смолой. В углу помещения находилась большая печь-каменка, в которой разжигали огонь, нагревающий саму баню, а также и камни, уложенные на печку сверху. В комнатке также был чан или бочка с водой. После того, как камни раскаливались, печь тушили, а на раскаленные камни плескали воду, квас, различные отвары или пиво. При этом дверь и окошко плотно прикрывали и принимали парную процедуру, лежа или сидя на полках. Обычно, бани рубили неподалеку от водоёмов. В зимнее время, в процессе процедур, русские выбегали голыми и купались в проруби или натирали тело снегом, как мочалкой. В летний период они просто ныряли в водоем или обливались прохладной водой.

Первые мовни возводились только бревенчатыми. Письменная история русской бани знает лишь одно исключение – летопись 1090 года имеет упоминание о кирпичной бане, выстроенной в Переславле.

Баню имел право строить любой человек, обладающий достаточным участком земли для этого. Но в 17 веке вышел царский указ, в котором парные предписывалось рубить только на достаточном расстоянии от жилых построек – во избежание пожаров. По обычаю, в баню ходили по субботам, поэтому ее прозвали банным днем. В шестой день недели даже присутственные места были закрыты. В домашних парных принимали процедуры всей семьёй. И женщины и мужчины парились вместе. В общественных заведениях все отличие состояло в том, что мужчины мылись на своей половине, а женщины – на другой. Только в 1743 году вышел указ, запрещающий в общественных банях лицам мужского пола старше 7 лет входить в женские бани, а женщинам заходить в мужские.

О лечебных свойствах русской парной бани много писал личный лекарь императрицы Елизаветы Петровны португалец Санчес. Он отмечал, что русская банная процедура может заменить собой почти все лекарства. Когда португалец уехал из России, он способствовал возведению русских парных в нескольких городах Европы.

Распространению наших национальных бань способствовал и Петр Великий, он приказал строить эти заведения для русских солдат в Амстердаме и Париже во время своего пребывания в Голландии и Франции. А после разгрома Наполеона, солдаты-россияне возвели парные по всем освобождённым странам и приучили ходить в них местное население.

В Москве начала 19 века насчитывалось более 1500 частных семейных и около 70 казённых общественных бань. А в начале 20 века каждая лечебница и больница обладала своей баней, которую врачи прописывали пациентам, больным подагрой, ревматизмом, ожирением, водянкой и пр.

Самая знаменитая из российских общественных бань

Без сомнения, все вы могли бы, не сговариваясь, хором произнести это название – Сандуны. Нет более знаменитого заведения в истории русской бани, чем это московское.

Сандуны́ действуют с 1808 года. Эти общественные бани, являющиеся памятником архитектуры, расположены в самом центре Москвы на улице Неглинной,14.

Название комплекса произошло от фамилии актёра-грузина времён Екатерины Великой – Силы Николаевича Сандунова (настоящая фамилия Зандукели). В 1800-е годы он выкупил земельный участок на реке Неглинной и выстроил там бани.

В ходе XIX века это общественное заведение много раз меняло владельцев. В 1869 году его купил торговец Иван Григорьевич Фирсанов. После его смерти, последовавшей в 1881, бани отошли к его дочери Вере Ивановне Фирсановой. Второй муж Фирсановой – офицер Алексей Ганецкий и загорелся идеей выстроить на месте старых обычных бань такие, каких ещё не видели в России.

В 1894 году Ганецкий пригласил работать архитектора Б. В. Фрейденберга. Но плохой характер заказчика заставил Фрейденберга бросить работы и уехать из Москвы. Здания комплекса были достроены С. М. Калугиным, помогал которому знаменитый впоследствии архитектор В. И. Чагин. Открылись обновленные Сандуны 14 февраля 1896 года. Водой бани обеспечивались по специальным трубопроводам из Москва-реки, а также от Бабьегородской плотины. Третьим источником воды была 245-метровая артезианская скважина. Электричество в банях было своим – для этого была возведена собственная электростанция. О размерах заведения говорит такой факт – в нем работало около 400 банщиков. Помимо собственно бань, комплекс включал в себя гостиницы, кофе, рестораны, лавки, магазины, парикмахерские и многое другое. Интерьеры и фасады зданий исполнены в форме эклиптики. В дизайне присутствуют мотивы самых разных стилей: классицизма, барокко, мавританского, готики, ренессанса, рококо и ныне забытого фабричного стиля. В облицовке помещений применялись элитные материалы, завезенные из многих стран Европы. Мрамор из Норвегии и Италии, половая плитка и кафель из Германии, Англии и Швейцарии.